0р.
Оформить заказ" />
Бесценным достоянием современного Татарстана, которое необходимо сохранить сберечь, сохранить и передать грядущим поколениям, является историческое и культурное наследие татарского народа. Забота о сохранении и развитии языков, культуры, традиций татарского народа и представителей других народов, проживающих в Республике Татарстан – это то, чем славится и известна наша Республика в стране и за ее пределами, во всем мире.
2023 год в Татарстане проходит как Год национальных культур и традиций. Об этом Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов заявил 20 октября 2022 г., во время ежегодного послания Госсовету республики. «Народы, населяющие Татарстан, обладают богатейшим историко-культурным наследием. Принимая во внимание важность сохранения и укрепления духовных ценностей, возрождения исконных национальных традиций, а также в продолжение Года культурного наследия народов России, объявляю 2023-й год в республике Годом национальных культур и традиций», – сказал Президент.
Духовные практики – одна из составляющих компонентов традиционного для России ислама. В условиях развития современного общества, роста стрессовых ситуаций, распространения всевозможных лжеучений, в особенности переделанных из традиционных практик для нужд западного общества новомодных «учений», верующие люди нуждаются в основательных источниках духовного излечения души.
Одним из приоритетных направлений деятельности Центра исследований Корана и Сунны Республики Татарстан является изучение и популяризация богатого богословского наследия татарского народа. Будучи преисполнены долгом внести свой вклад в сохранение, осмысливания богословского наследия, как составной части татарской цивилизации, приобщения подрастающего поколения к традициям предков, Центр исследований Корана и Сунны Республики Татарстан поставил своей целью изучить, проанализировать доступную информацию и сформировать базу татарских мусульманских духовных практик в виде книжного издания.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) как-то сказал: «Будьте особенно внимательны к двум лекарствам: меду и Корану». Смысл слов Пророка очень простой и в то же время очень ёмкий. В своих словах Посланник Аллаха призывает пользоваться и материальным и духовным лечением. Эти слова как никакие другие отражают истинную суть традиционного ислама и природу мусульман Татарстана в частности, и российских мусульман, в целом. Приверженность ценностям, изложенным в хадисе, ясно указывают на то, что верующие, являясь частью светского государства, одновременно в полноте практикуют приверженность ценностям веры.
Мёд в пророческом изречении означает собственно не только сам мёд, но и символизирует все методы материального излечения, как-то операционное вмешательство, применение лекарств и методов воздействия. Коран в словах пророческого изречения означает совокупность всех духовных практик в числе которых и само Божье слово, и молитвы Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!), и предшествующих ему посланников и пророков, его близких, сподвижников и учёных мужей.
Татарский народ издревле практиковал широкий комплекс признанных духовных практик. Наряду с традиционной медициной духовная, молитвенная медицина составляла неотъемлемую часть лечения как такового. В силу объективных причин татарская духовная медицинская практика оказалась в забытье. Сегодня, в век интернета, очень важно не только сохранить традиционную татарскую духовную практику в первозданной чистоте и сохранности, но и оградить подрастающее поколение от воздействия, не имеющих к исламу течений. Духовные и молитвенные практики на протяжении полуторатысячной истории мусульманской цивилизации являлись неотъемлемой частью традиционного ислама, а приверженность этим практикам всегда являлась признаком приверженности мусульманина традиционному исламу.
Благодаря поддержке Автономной некоммерческой организацией «Республиканский ресурсный центр по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций» дан старт проекту Центра исследований Корана и Сунны Республики Татарстан. Результатом кропотливой работы с имеющимися и найденными источниками должно стать появление энциклопедического труда под названием «Татар халык тыйбе. Догалар вә өшкерү ысуллары» (на татарском языке)». Работа включает в себя наиболее популярные молитвенные практики, которыми пользовались наши предки.
Работа над проектом включает в себя три этапа. Первый этап работы состоит из двух промежуточных этапов А и Б. Промежуточный этап А состоял в формировании источниковой базы духовных и молитвенных практик татарского народа. Сегодня письменные источники по этой тематике можно найти в архивах и коллекциях Научной библиотеки им. Лобачевского, Национальной библиотеке Республики Татарстан, а также частных коллекциях. После формирования источниковой базы или завершения промежуточного этапа А наступило время исполнения промежуточного этапа Б. В чем была его суть? Как известно, изученная литература или источниковая база, целиком набрана татарской арабицей на основе арабской графики. Кроме того, в некоторой мере, татарский язык источников отличается от современного татарского языка и, в целом, труден для понимания наших современников. В этой связи работа над источниками заключалась, прежде всего, в транслитерации арабографичных текстов (арабского, персидского, старо-татарского) текстов на татарскую кириллицу. Второй этап исполнения проекта заключается в последующей работе над текстами и созданием оригинал-макета труда. Третий этап работы – это тиражирование труда, его рассылка в национальные научные, духовные и образовательные центры Республики Татарстан, татарские общественные организации регионов Российской Федерации, татарским национально-культурные организации в странах ближнего и дальнего зарубежья входящих в состав Исполкома Всемирного конгресса татар.
Центр исследований Корана и Сунны Республики Татарстан благодарит Автономную некоммерческую организацию «Республиканский ресурсный центр по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций» за предоставление гранта для ведения работы над проектом «Формирование базы татарских мусульманских духовных практик в виде книжного издания «Татар халык тыйбе. Догалар вә өшкерү ысуллары» (на татарском языке)».